среда, 2 октября 2013 г.

Тод Штрассер - "Волна". Подростковый роман?


Мне совсем не хотелось писать об этой книге, но, поразмыслив, я все же решил, что мне есть, что о ней сказать. Предупрежу сразу, книга мне НЕ понравилась, и ниже я постараюсь объяснить причины.

Во-первых, книга рассчитана на читателя подросткового возраста и это сразу бросается в глаза. Язык намеренно упрощен, многие сложные объяснения заменены невнятными отговорками персонажей. Мысль автора вообще никак не выражена. Все это верно сделано и удивительно скорее другое. При всей своей преднамеренной упрощенности книга читается и воспринимается легко даже в уже зрелом возрасте.

Немного о сюжете, чтобы дальнейшие рассуждения были понятны и тем, кто еще не читал эту книгу. учитель истории в средней школе в США в середине 70-х проводит с учениками социальный эксперимент. Один из учеников, после демонстрации учебного фильма о концлагерях времен фашисткой Германии, задал учителю, Бену Россу, закономерный вопрос: как же так получилось, что в огромной образованной стране к власти пришло экстремистски настроенное меньшинство (учитель говорит о 10% населения Германии в членах НСДАП) и никто не воспротивился творимым безумствам? Учитель понимает, что ответа он не знает и на следующий день он начинает с классом эксперимент, призванный построить в отдельно взятом классе общество по типу той самой НСДАП. Эксперимент очень быстро выходит из под контроля и вот уже учитель сам не знает, как остановить изменения в своих учениках. Тем временем созданная им организация под названием "Волна" начинает жить своей жизнью и стремительно расползается по всей школе и, вероятно, даже за ее пределы. Масштабы становятся угрожающими и многие начинают прозревать. Под давлением сверху Россу все же приходится найти выход из сложившейся ситуации и все заканчивается благополучно. И слава богу, учитывая, что история основана на реальных событиях.

Уже к середине книги я ощутил "беспокойство", ведь события книги развивались очень стремительно и, если бы это был взрослый серьезный роман, неминуемо должны были привести к трагической развязке. Чуть позже я осознал, что должен делать "скидку" на возраст целевой аудитории, и ожидать от произведения какой-то остросюжетности не стоит, так что напряжение в некоторой степени спало, но осадок остался.

В конце книги, после всяких хронологий и пояснений, идет отсылка на некий сайт, где можно найти подробные методические рекомендации для учителей истории, чтобы провести с учениками тематический урок по разбору этой книги. То есть предполагается, что учитель с помощью этой книги может объяснить своим ученикам, как же так получилось, что в Германии фашисты пришли к власти и почему никто не смел им возражать. Однако, тут-то у меня и начинаются претензии к книге.

На главный вопрос книги ("как же так получилось...") автор дал, по сути, два ответа, преступно все упростив. Во-первых, он дал понять, что фашисты пришли к власти с помощью одной лишь дисциплины и чувства общности, хотя на самом деле ключевую роль играли спекуляции на страхах людей в тяжелое послевоенное время и их озлобленности на более успешных соседей (имею в виду евреев). Во-вторых, окружающие не замечали зверств фашистов, по версии автора, благодаря "чувству локтя", активно продвигавшемуся фашистами, когда страх оказаться изгоем был тесно перемешан с желанием быть частью чего-то грандиозного и могучего. Здесь все верно, кроме одного но. Были и другие причины, почему фашистам вдруг так легко все удалось.

Нельзя забывать, что ключевую роль в формировании преступного режима сыграла идеология. Борьба за чистоту расы, борьба с евреями, в первую очередь. Идея избранности арийской расы. Философия морального права диктовать свои условия другим народам. Эти причины в книге освещены лишь вскользь, ненароком.

Что подросток вынесет из этой книги на бессознательном уровне? Что свобода самовыражения - самое главное? Что лучше отсутствие дисциплины, чем организованная совместная работа? Что при желании всегда можно легко создать свою нацистскую ячейку? Именно эти мысли читаются между строк. А в строках постоянные "не знаю", "давайте посмотрим", "я не уверен"...

Понятно, что в эту книгу невозможно было вставить сложные мысленные построения, им тут просто не место. Я все понимаю, но неприятно!

Извините, если кому-то испортил настроение. Темы фашизма и геноцида (а их было слишком много в истории человечества) для меня очень значимые и мне бы хотелось встретить более серьезное отношение к ним.

3 комментария:

  1. Ох, теперь мне ещё сильнее хочется прочитать. Такие отзывы разные, но тянет людей к себе эта книга. У меня вот масса вопросов по сюжету ещё до начала чтения...а Ваш откровенный отзыв даёт возможность сомневаться и дальше...нет, всё-таки прочитаю я "Волну"...

    ОтветитьУдалить
  2. Денис, читала книгу летом. Во многом с вами согласна. Примитивный язык перевода просто убил ! Скидку делала на то, что рассчитана книга на подростков. Но ведь и им хочется показать красоту языка. Взять хотя бы Бредбери "451 градус по Фаренгейту": вот где язык, вот где глубина мыслей! И дети тоже читают взахлеб.
    Решила взять книгу "Волна" на внекл. чтение в 8 кл. Ребенок прочитал сразу и пришел на другой день с вопросом: "Как так школьному учителю удалось быстро взять власть в школе в свои руки? А у Гитлера почему было долго все?" Замечу, вопросы вполне созвучны вашим. Как-то все быстро получилось у главного героя: раз и организация создана. Может зерно игры легло на благодатную почву? Дети истосковались по деловым играм? Не могу дать ответ на этот вопрос.
    Одно для себя знаю точно: проблема, поднятая в повести, существует и поныне в нашем обществе. А это значит, что говорить о ней надо!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, что поделились. Действительно, отзывы различные. Может язык книги ухудшил именно перевод? Хотя и по сюжету есть вопросы.

    ОтветитьУдалить